1. Понятие коррупции
  2. Понятие системной коррупции
  3. Спрос и предложение
  4. Антикоррупция

 

  1. Понятие коррупции

Коррупция – одно из древнейших явлений в системе общественных отношений, «такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей, каков бы ни был этот социальный порядок». Естественно, что в ходе исторического процесса это явление постоянно трансформируется и видоизменяется, по мере усложнения политических и экономических порядков возникают новые формы его проявлений.

Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Уруинимгина — шумерский царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака – реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Но, несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». По мнению автора: «Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников».

Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи – и стала одной из причин ее крушения. В римском праве категория «коррупция» (cоrrumpere) означала разламывать, повреждать, портить, нарушать, фальсифицировать показания, а также подкупить судью (претора). В величайшем памятнике римского права «Законы двенадцати таблиц» впервые этот термин юридически оформлен.

С изменением мироустройства менялись формы и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых, опасных и всепроникающих социально-негативных явлений современности, представляющих угрозу национальной безопасности.

Ежегодно 9 декабря в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией, эта дата провозглашена Резолюцией ООН от 21 ноября 2003 г.

Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству, но снижение порога коррупционности возможно. Этих результатов достигают страны, занимающие первое место в ежегодном рейтинге государств мира, отражающий индекс восприятия коррупции (ИВК), где страны ранжируются по уровню восприятия коррупции в государственном секторе. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Сравнивать результаты ИВК разных лет можно с 2012 года. В рейтинге используется шкала от нуля до 100, где 0 соответствует крайне высокому уровню коррупции, а 100 — крайне низкому уровню коррупции. Глобальный средний показатель ИВК составляет 43 балла, оставаясь неизменным десятый год подряд, при этом две трети стран набирают менее 50 баллов. Кыргызская Республика с 2012 года набирает в данном рейтинге от 24 баллов (2012г.) до 31 балла (2020г.). В 2022 года этот индекс составил 27 баллов, заняв 140 место из 185 стран.

В данной таблице показан уровень коррупции с 2012 по 2022 по Кыргызстану.

Приведенные данные подтверждают высокий уровень коррупции и вызывают насущную потребность в своевременном реагировании и принятии мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, в том числе в системе Социального фонда.

Причинами столь высокого уровня коррупции в течение десятилетий стало отсутствие серьезных ограничений, которые не позволяли бы чиновникам максимизировать власть, богатство и поступать на службу по принципу лояльности и родства (непотизм (кумовство) и фаворитизм).

  1. Понятие системной коррупции

По типу модели коррупция дифференцируется на системную коррупцию и вынужденную коррупцию.

Системная коррупция это – устойчивые, рутинно функционирующие финансовые системы, сознательно создающие и использующие недостатки в управлении и в законодательстве. Системная коррупция строится и функционирует как классическая экономическая система: спрос – предложение и возможности по созданию, удовлетворению и защите коррупционных систем и практик.

Системная коррупция имеет место там, где коррупция становится частью системы управления — во многих случаях настолько неотъемлемой, что система не может функционировать без нее. Системная коррупция охватывает все или почти все основные сферы социальной жизни, государственный (муниципальный) и негосударственный сектора. Системная коррупция — ахиллесова пята реформаторов, поскольку новая власть, преисполненная решимости взяться за коррупцию, обнаруживает неспособность реформировать систему, на которую ей приходится опираться при осуществлении управленческих функций.

В настоящее время существует три модели системной коррупции:

азиатская (коррупция – привычное общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства);

африканская (власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования);

латиноамериканская (попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным).

Развивающиеся страны чаще страдают от системной коррупции, чем развитые. В развитых странах коррупция, как правило, поражает часть системы. В развивающихся странах меньше институтов и «сторожевых» организаций, способных защитить общество от коррупции, что позволяет служащим нарушать закон для того, чтобы выжить.

Системная коррупция в Кыргызстане в основе имеет азиатскую модель, тяготеющую более выраженно к африканской и менее – к латиноамериканской модели.

  1. Спрос и предложение

Системная коррупция процветает там, где денежное содержание служащих оказывается ниже прожиточного минимума. Подобная система оплаты может привести к различным последствиям.

Служащие перестают ценить свою должность и саму службу (если только она не предоставляет исключительные возможности для взяточничества, как, например, работа на таможне, в иммиграционной или налоговой службе). Служащие вынуждены пополнять свой доход из других источников, что требует значительных затрат времени и сил. Служба становится помехой для получения средств к существованию, а обязанности по службе выполняются формально, «для отвода глаз начальства». Уровень дохода в зависимости от продвижения по карьерной лестнице не компенсирует ее малый размер, в результате мотивация карьерного роста снижается, а продвижение по службе все меньше зависит от достоинств кандидатов. Служащие (даже на самом высоком уровне) создают собственный «бизнес» или начинают оказывать «консультативные услуги», причем самыми важными и, возможно, единственными их клиентами являются ведомства, в которых они сами работают. Эти лица получают лично или создают условия для наживы других лиц, выезжают в неоправданные необходимостью командировки, в списках сотрудников появляются «мертвые души» — уволившиеся или ушедшие на пенсию, но продолжающие «состоять» в трудовых отношениях.

Как было сказано выше системная коррупция строится и функционирует как классическая экономическая система: спрос – предложение и возможности по созданию, удовлетворению и защите коррупционных систем и практик.

Благоприятные условия для возможностей создания коррупционных практик созданы за счет:

— толерантности населения к проявлениям коррупции;

— слабого правосознания граждан;

— отсутствия опасения наказания;

— наличия у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

— психологической неуверенности посетителей при разговоре с должностным лицом;

— незнание гражданином своих прав и прав должностных лиц;

— отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

  1. Антикоррупция

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» противодействие коррупции — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

4) по оказанию содействия в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная деятельность в органах Социального фонда имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений во всех разновидностях. Социальный фонд придерживается принципа нулевой толерантности к коррупции. Коррупция запрещена в любое время и в любой форме.

Достижение цели противодействия коррупции и искоренения, недопущения коррупционных проявлений допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности и реализации антикоррупционных ведомственных планов мероприятий по предупреждению и профилактике коррупции.

Доступными мерами по профилактике коррупции в системе Социального фонда являются:

1) формирование у целевой аудитории нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, локальных актов и их проектов;

3) рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Каждый из нас должен знать и помнить о неотвратимости ответственности и наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Ибраимова Т.Ф., УВПК СФ КР